Управление Росреестра по Алтайскому краю доводит до сведения правообладателей земельных участков о том, как Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», вступившего в силу с 1 июля 2021 г. изменил систему контрольно-надзорной деятельности.
Новый закон преобразовал карательную систему контроля к «умному контролю», который основан на системе профилактики, риск-ориентированного подхода, элементов дистанционного мониторинга и цифровизации.
Теперь главный акцент в государственном земельном надзоре смещен с проверок на профилактические мероприятия.
Цель профилактических мероприятий - стимулировать добросовестное соблюдение обязательных требований земельного законодательства со стороны граждан и бизнеса; устранять факторы, которые могут привести к нарушениям и причинению вреда или ущерба охраняемым законом ценностям.
Особый акцент в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» сделан на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль, особенно в части проведения контрольно-надзорных мероприятий, должен осуществляться лишь в случае недостаточности и (или) неэффективности негосударственных форм обеспечения соблюдения обязательных требований.
Федеральным законом № 248-ФЗ закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий Федеральным законом № 248-ФЗ отнесены: информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия. При этом Федеральный закон № 248-ФЗ исходит из того, что участие в профилактических мероприятиях - это право, а не обязанность контролируемых лиц. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
Данным определена возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных требований. Такая профилактическая мера, заменяющая проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, применяется лишь в отношении негрубых нарушений и дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их и избежать возможных неблагоприятных последствий.
В остальных случаях проведение профилактических мероприятий, уменьшающих риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, посредством механизма отнесения объекта контроля к более низким категориям риска влечет снижение периодичности и интенсивности контрольно-надзорных мероприятий.
Дополнительным механизмом, обеспечивающим перевод контрольно-надзорной деятельности в формат стимулирования добросовестного поведения контролируемых лиц, является добровольное использование негосударственных форм контроля и независимой оценки соблюдения обязательных требований, которые исключают проведение плановых и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по соответствующему предмету контроля. К таким формам Федеральным законом № 248-ФЗ отнесены подтверждение соблюдения обязательных требований независимыми организациями, контроль саморегулируемой организации за деятельностью своих членов, а также страхование рисков причинения вреда (ущерба). Гарантией устранения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям во всех перечисленных случаях является несение независимой организацией ответственности в случае причинения вреда (ущерба), что мотивирует ее к действенному осуществлению негосударственного контроля.
Предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются оценка соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, а также оценка исполнения предусмотренных федеральными законами решений контрольно-надзорных органов, принимаемых по результатам контрольно-надзорных мероприятий
Федеральным законом № 248-ФЗ предусматривается детальная процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, а также исполнение предписаний и иных решений контрольно-надзорных органов (должностных лиц) по результатам такой оценки.
Для этого Федеральным законом № 248-ФЗ предусмотрен широкий перечень новых контрольно-надзорных мероприятий, помимо выездной и документарной проверки, к которым отнесены выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд. Таким образом, у контрольно-надзорного органа расширяется набор способов оценки соблюдения обязательных требований. При этом все новые способы осуществления контроля связаны с меньшими издержками для контролируемых лиц по сравнению с традиционным проведением проверок, а некоторые из них проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами с использованием средств дистанционного автоматизированного контроля.
В свою очередь при профилактике нарушений обязательных требований и оценке соблюдения обязательных требований гражданами и организациями контрольно-надзорный орган сможет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы, концентрируя их на наиболее проблемных участках, соотнося поводы для проведения контрольно-надзорных мероприятий с их видом и интенсивностью. Расширение перечня контрольно-надзорных мероприятий позволит контрольно-надзорному органу более гибко и эффективно решать задачи контроля.
Выбор вида профилактических мероприятий в том или ином конкретном случае, их содержание, интенсивность зависят от допустимого уровня риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности.
Так, например, чтобы не допустить такое нарушение, как использование земельного участка не по целевому назначению, возможно, применить информирование либо консультирование при личном обращении; а для снижения риска самовольного занятия - предостережение или профилактический визит.
В настоящее время вручение Предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований активно используется госземинспекторами Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Ю.Ю. Останина
ведущий специалист-эксперт Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю